13.02.2023
Как учителям повышать учебную мотивацию школьников
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и
поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это
сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на
неудачу, настойчивостью и установками ученика. Мотив - побуждение к достижению
цели. Другое определение учебной
мотивации звучит так: проявляемая обучаемыми мотивированная активность при
достижении целей учения., Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в
процессе деятельности по ее осуществлению школьник усваивает знания и
формируется как личность.
Средний школьный этап
онтогенетического развития характеризуется возникновение у школьника стойкого
интереса к определенному предмету. При этом у многих подростков наблюдается
общее снижение мотивации учения и, как следствие, изменяются мотивы посещения
школы: не потому что хочется, а потому что надо. Особенностью мотивации
учебного поведения школьников средних классов является наличие у них «подростковых
установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с
таковыми у взрослых). К таким установкам относится, например, осуждение тех
учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке.
У подростков становится ярко
выраженной потребность в познании и оценке собственной личности, что создает
повышенную чувствительность к оценке окружающих. Следствием является их
ранимость, обидчивость, немотивированные с точки зрения взрослых, бурные
реакции на слова и поступки окружающих.
Советы
учителям
·
Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько.
·
Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику
в процессе обучения.
·
Необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.
·
Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению
внутренней мотивации.
·
Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет
продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы
он стал самостоятельным.
·
Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является
наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают
мотивацию.
·
Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это
было интересно.
·
Изменять методы и приемы обучения.
·
По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому
ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное
или неправильно понятое.
·
Занимательность, необычное начало урока, через использование
музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические
минутки.
·
Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои
способности и возможности.
·
Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который
удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала.
·
Уважайте личность каждого ребенка.
·
Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже
скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).