13.02.2023
В
старшем школьном возрасте происходят существенные морфофункциональные
изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. У
мальчиков и девочек эти изменения включают в себя быстрый рост, развитие
репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков.
Изменения, происходящие с телом, влекут за собой серьезные изменения
Я-концепции. Юноши и девушки одновременно испытывают интерес, восхищение и
тревогу по поводу изменений, происходящих с их телами. Они постоянно сравнивают
свое тело с культурным эталоном. Рано созревающие мальчики получают
определенное преимущество по сравнению с поздно созревающими, в то время как
для девочек раннее созревание имеет как положительные, так и отрицательные
черты.
Школьная юность завершает период полового созревания и является важным этапом
психосексуального развития личности. Дифференциация половых признаков и ролей,
а также оценка своего соответствия подразумеваемым эталонам составляет один из
основных стержней юношеского сознания и самосознания. С этим тесно связано
много динамических переживаний. Мальчики тяжело переживают свое отставание от
сверстников в росте или появлении вторичных половых признаков и наличие себя
черт характера, которые кажутся им «немужскими». И юноши и девушки весьма озабочены
своей внешностью. Половые различия и связанные с ними представления о том, как
должны вести себя «настоящий юноша» и «настоящая девушка», нередко
гипертрофируются.
Когнитивные
изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием мышления на
уровне формальных операций. Этот тип мышления необходим для абстрактных
умозаключений, не привязанных к существующим в данный момент конкретным внешним
условиям. По мере совершенствования и расширения когнитивных способностей
старшеклассников содержание их мышления также становится более широким и
сложным. Кроме того, появление этих способностей приводит к тому, что юноши и
девушки приобретают склонность к самоанализу и самокритике, что приводит к
появлению у них своеобразной формы эгоцентризма: некоторым кажется, что они
постоянно выступают перед воображаемой аудиторией, что другие люди постоянно
обращают на них свое критическое внимание.
Принадлежность к определенной социальной группе и собственное положение в ней
чрезвычайно важны для старших школьников. Важную роль играют неформальные
группы общения, как правило – разновозрастные и подчиненные нормам
специфической юношеской субкультуры. Огромное значение, наряду с разветвленными
товарищескими отношениями, в юности имеет дружба. Юношеский канон дружбы, по
сравнению с подростковым, заметно индивидуализируется и психологизируется,
выдвигая на первый план ценности, связанные с развитием самосознания, -
самораскрытие, понимание, искренность, интимность. Юношеская дружба большей
частью бывает однополой, а ее свойства, в том числе устойчивость, зависят от
индивидуальных особенностей и потребностей участников. Отсутствие друзей
переживается в этом возрасте очень болезненно и воспринимается как личный
недостаток. Общение старшеклассников становится более избирательным, меняется
соотношение значимых других.
Старшеклассники обладают уже весьма высокой степенью автономии от старших,
прежде всего родителей и учителей, и покушение на эту автономию часто вызывает
конфликты. Во многих вопросах, особенно в том, что касается досуга, моды,
художественных вкусов, они больше ориентируются на мнение сверстников. Это не
означает, что старшие вообще теряют авторитет; в наиболее серьезных вопросах
влияние родителей большей частью перевешивает влияние сверстников. Общая
тенденция старшего школьного возраста – рост самостоятельности и самосознания,
открытие своего я. Она тесно связана с изменениями деятельности и
закономерностями умственного развития в этом возрасте. По сравнению с
подростковым юношеское самосознание более психологично и обращено вовнутрь.
Юноши и девушки остро чувствуют свою индивидуальность и всячески подчеркивают
отличие от окружающих.
Старший школьный возраст – время активного мировоззренческого поиска, центром
которого становится проблема смысла жизни. Старший школьный возраст –
критический период проявления различных психопатий. В этом возрасте резко
проявляется характер, некоторые из его свойств, не будучи сами по себе
патологическими, тем не менее повышают вероятность психической травмы или
отклоняющегося поведения.
Общая
характеристика возраста
Разные
исследователи называют возраст 15-17 лет ранним «юношеским», «старшим
подростковым», «отроческим». Однако, не смотря на разницу в определениях,
большинство ученых сходятся в том, что это период жизни человека,
представляющий собой переход от зависимого детства к самостоятельной и
ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение
физического, в частности полового, созревания, а с другой - достижение
социальной зрелости.
Вместе
с тем, юноши и девушки начинают активно использовать свои интеллектуальные
способности не только при решении учебных задач, но и в межличностных
отношениях. Так в этом возрасте дети начинают подвергать сомнению ценности
своей семьи, сравнивать их с другими. Главным социальными задачами этого
возраста становятся выбор профессии и подготовка к созданию семьи.
Значимость
юности как периода жизни человека определяет особенную важность успешного
решения задач развития этого возраста:
•
личностного развития и обретения чувства личностной идентичности;
•
обретения половой идентичности - осознание и самоощущение себя как достойного
представителя определенного пола;
•
профессионального самоопределения - самостоятельное и независимое определение
жизненных целей и выбор будущей профессии;
•
развития готовности к жизненному самоопределению, базой для которого является
достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы,
самостоятельности и ответственности.
Формирование
самосознания и кризис идентичности в юношестве
Главным
личностным новообразованием юности является социально-психологическая
готовность к жизненному самоопределению. «В основе готовности к самоопределению
лежит формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных
представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим
людям, моральных принципов и убеждений, понимании долга, ответственности,
умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями
действительности и давать им оценку и пр.» . Именно развитие этих
психологических качеств обеспечивает в дальнейшем сознательную, активную,
творческую жизнь человека.
Нравственное
развитие и ценностная ориентация старшеклассников
Формирующиеся
в юности ценностные ориентации (научно-теоретические, философские,
нравственные, эстетические) и система обобщенных представлений о мире в целом,
об окружающей действительности и других людях и самом себе представляют собой
стержневую характеристику личности. Для старшеклассников особо актуальна
проблема смысла человеческой жизни, а как будет решена эта проблема, во многом
зависит от нравственного развития конкретного человека.
Половая
идентификация старшеклассников
Формирование
половой идентичности процесс многогранный, включающий в себя следующие
психологические механизмы:
•
собственно идентификация - отнесение ребенком себя к тому или иному полу,
основанное на бессознательном подражании ребенка поведению взрослых своего
пола;
•
социальное научение - освоение различных форм поведения, присущих
представителям одного из полов, основанное на положительном подкреплении за
соответствующее маскулинное и феминное поведение;
•
гендерная константность - осознание необратимости своего пола;
•
гендерная саморегуляция - контроль за собственным поведением на основе
сформировавшихся внутренних мотивов.
Психологические
аспекты юношеских взаимоотношений
В юношеском возрасте наблюдаются существенные изменения в стиле общения и межличностных отношений у юношей и девушек. Одним из новообразований юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы и любви.