13.02.2023
Консультация
педагога-психолога для родителей «Адаптация пятиклассников».
Необходимость в адаптации-привыкании к новым условиям
обучения-возникает не только у 1-классника, но и у пятиклассника. И ее
успешность зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того,
насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и
педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Поэтому к трудностям школьной жизни детей добавляется:
· Возросший
темп работы: дети, не умеющие быстро писать,не успевают;
· Возросший
обьем работы как на уроке, так и дома;
· Новые
требования к оформлению работ;
· Необходимость
самостоятельно находить
дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
Переход из начальной школы в среднюю
связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий
обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предьявляемых к
школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе
и «самого маленького»-в средней-все это
является довольно сложным испытанием для психики школьника.
Помощь родителей на первых порах
нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной
школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе,
которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
· Первое
условие школьного успеха пятиклассника-безусловное принятие ребенка, несмотря
на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Обязательное
проявление родителями интереса к школе, к классу, в котором учится ребенок, к
каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком
после прошедшего школьного дня.
· Обязательное
знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
· Недопустимость
физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в
присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
· Исключение
таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические
наказания.
· Учет
темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и
малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему
интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и
жестокость.
· Предоставление
ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля
за его учебной деятельностью.
· Поощрение
ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование его
достижений.
· Развитие
самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Позвольте в заключении, уважаемые
родители, дать вам несколько советов:
· Не
ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать.
Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
· Интересуйтесь
успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно
исправлять двойку на тройку.
· Если
ребенок уже пытался вас обмануть, что в школе все хорошо, но выходило иначе,
почаще получайте информацию «из первых рук». Учитель скажет вам правду.
· Не
говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите
поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с
проблемной ситуацией.
· Помните,
моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья.
Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в
школе)-плохая черта. От нее лучше избавиться уже в детстве.