Учебный план основного общего образования ФГОС на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
к учебному плану основного общего образования
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 44
на 2023-2024 учебный год
1. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ
Учебный план начального общего образования Муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы № 44 (далее - МАОУ СОШ № 44) на 2023-2024
учебный год составлен с учетом нормативных документов:
- Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
(принят Государственной Думой 21.2012.2012г.) от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- ФЗ «О внесении изменений в ФЗ Об образовании и ст. 1 ФЗ об обязательных
требования в РФ от 14.09.2022г»;
- Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023г. № 03-68 О направлении
информации (О введении федеральных основных общеобразовательных
программ);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования», одобрен решением от 7 декабря
2022 г. № 568;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам образовательным программам
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021
№115;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.02.2022 №69 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115»;
- Приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 4 июля 2022 г. № 517 "Об
утверждении Порядка отбора организаций, осуществляющих выпуск

учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- Постановлением Главного Государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи (с изменениями и дополнениями);
- Постановлением Главного Государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении СанПиН
1.24.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (с
изменениями и дополнениями);
- Устав МАОУ СОШ № 44.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В МАОУ СОШ № 44 реализуется федеральная образовательная
программа основного общего образования, относящаяся к уровню основного
общего образования (нормативный срок освоения 5 лет).
Федеральный учебный план:
- фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;
- определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;
- распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным
годам.
Вариативность содержания образовательных программ основного
общего образования реализуется через возможность формирования
программ основного общего образования различного уровня сложности и
направленности с учетом образовательных потребностей и способностей
обучающихся, включая одаренных детей и детей с ОВЗ.
Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной части
и части, формируемой участниками образовательных отношений. При
разработке ООП ООО МАОУ СОШ № 44 предусматривает непосредственное
применение при реализации обязательной части ООП ООО федеральных
рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература»,
«История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности
жизнедеятельности».
Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав
учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной программе
государственную
аккредитацию
образовательных
организаций,
реализующих образовательную программу основного общего образования, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть федерального учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение
учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних

обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение
учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а
также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные
потребности обучающихся с ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может
быть использовано на:
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательных отношений, в том
числе этнокультурные;
- другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной
деятельности обучающихся.
Продолжительность учебного года основного общего образования
составляет 34 недели. Количество учебных занятий за 5 лет не может
составлять менее 5058 академических часов и более 5848 академических
часов. Максимальное число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах при 5-дневной
учебной неделе и 34 учебных неделях составляет 29, 30 и 32 часа
соответственно. Максимальное число часов в неделю в 8 и 9 классах
составляет 33 часа.
Образовательная деятельность в МАОУ СОШ № 44 осуществляется в
соответствии с федеральным календарным учебным графиком. Режим
занятий обучающихся регламентируется Положением о режиме занятий.
Структура текущей, промежуточной и итоговой аттестации в 5-9 классах
определяется Положением о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ
СОШ № 44. Организация и проведение государственной итоговой аттестации
осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Основной формой промежуточной аттестации обучающихся является
установление соответствия результатов образования требованиям основной
образовательной программы Учреждения за учебный год.
Формы промежуточной аттестации представлены в образовательных
программах Учреждения и используются учителями при реализации рабочих
программ учебных курсов, предметов, модулей. Продолжительность одного
контрольного мероприятия не должна превышать в 5-8 классах одного урока,
в 9 классах – двух уроков (за исключением итогового собеседования по
русскому языку в 9 классе).
Содержание
контрольно-измерительных
материалов
должно
соответствовать требованиям образовательной программы Учреждения,
тематическому планированию рабочих программ учебных курсов,
предметов, модулей.
Административные контрольные работы для обучающихся проводит
администрация Учреждения в рамках внутришкольного контроля с целью
проведения педагогического анализа состояния учебно-воспитательного
процесса. Задания для административной контрольной работы

разрабатываются педагогами Учреждения и согласуются с руководителем
предметной кафедры. Административные контрольные работы проводятся
заместителями директора по учебно-воспитательной работе, руководителями
предметных кафедр, учителями Учреждения.
Плановые административные контрольные работы проводятся с целью
определения уровня сформированности знаний, умений, навыков и
метапредметных умений обучающихся данного класса. Внеплановая
административная контрольная работа в конкретном классе проводится
администрацией Учреждения при возникновении конфликтных ситуаций
между
участниками
образовательных
отношений
(учителями,
обучающимися и их родителями /законными представителями/).
В соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
в МАОУ СОШ № 44 предусмотрено проведение промежуточной аттестации
обучающихся по результатам текущего контроля.
К промежуточной аттестации допускаются все учащиеся переводных
классов, освоившие в полном объеме образовательные программы.
Учебный план предусматривает соблюдение норм максимально
допустимой недельной / предельно допустимой аудиторной нагрузки
обучающихся в режиме 5-дневной учебной недели.
Структура контингента:
Структура контингента
Общее количество классов/
количество обучающихся

Основное общее образование
23/ 658

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Содержание учебного плана способствует реализации федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования в 5-9 классах.
В рамках реализации федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования (5-9 классы)
обязательная часть учебного плана определяет структуру обязательных
предметных областей.
Учебный план состоит в 5-9 классах из двух частей: обязательная часть
и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся
основного общего образования часть, формируемая участниками
образовательных отношений в 5-9 классах предусматривает время:
- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся.
Учитывая приоритеты Программы развития МАОУ СОШ № 44,
образовательных программ основного общего образования учебный план
сформирован с учетом общих концептуальных принципов:
 обеспечение комплексности и преемственности отдельных учебных
курсов;

 единый методологический, методический и информационный подход
к отбору, структуризации и подаче учебного материала;
 использование современных технологий обучения.
4. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основное общее образование (5 - 9 классы) нацелено на формирование
личности, способной к самореализации и самоопределению на основе
полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои
решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности.
Основными задачами основного общего образования являются:
 освоение содержания основных форм научного познания
окружающего мира через различные учебные дисциплины;
 формирование навыков самостоятельного и осознанного включения в
разнообразную деятельность по образованию и самообразованию на основе
требований, предъявляемых учителями, родителями, сверстниками;
 создание условий для возможности осознанного выбора содержания
образования, возможного варианта обучения и организации познавательной
деятельности в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и
потребностями региона;
 воспитание чувства сопричастности к малой родине в контексте
российской истории и современного социально-экономического развития;
 включение в позитивную созидательную деятельность, оказывающую
влияние на социокультурное развитие региона;
 обеспечение готовности к освоению программ среднего общего
образования с учетом построения индивидуальной образовательной
траектории.
На уровне основного общего образования учебный план ориентирован
на 5 - летний нормативный срок.
Образовательная деятельность осуществляется по 5-дневной учебной
неделе.
В
рамках
реализации
федеральных
государственных
образовательных стандартов количество учебных занятий не может
составлять менее:
- 5058 академических часов и более 5848 академических часов за 5 лет
на уровне основного общего образования.
Реализация часов по учебным предметам представлена в рамках
недельной и годовой нагрузки.
Содержание образования в 5-9 классах отражает реализацию ФГОС.
Основная образовательная программа основного общего образования
реализуется через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением
требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
обязательных предметных областей для всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных учреждений, реализующих основную
образовательную программу основного общего образования и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Предметная область «Русский язык и литература» представлена
предметами «Русский язык» и «Литература». Предметная область
«Иностранные языки» представлена учебными предметами «Английский
язык» и «Немецкий язык» как второй иностранный. Предметная область
«Математика и информатика» в 7 и 8 классах реализуется через учебные
программы курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»,
«Информатика». Предметная область «Общественно-научные предметы»
состоит «История» «Обществознание» и «География». Предметная область
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» представлена
одноименным предметом. В предметную область «Естественнонаучные
предметы» входят «Физика», «Биология», Химия». В предметной области
«Искусство» изучаются предметы «Изобразительное искусство (5-7
классы)», Музыка» (5-8 классы). Предметная область «Технология»
включает «Технологию» в 5-9 классах. Предметная область «Физическая
культура и Основы жизнедеятельности» представлена предметами
«Физическая культура» (5-9 классы) и «Основы безопасности
жизнедеятельности» (8-9 классы). В 9-х классах используется сетка
примерного учебного плана с учетом изучения второго иностранного языка.
В школе созданы условия для изучения и преподавания немецкого языка.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
(реализуется с учетом курсов внеурочной деятельности, выстроена с учетом
социального запроса, приоритетов Программы развития МАОУ СОШ № 44,
а именно, обеспечение пропедевтической работы по разным направлениям.
В учебном плане определены специально разработанные учебные курсы,
обеспечивающие интересы и потребности участников образовательных
отношений.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы (личностных,
метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от
урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной
частью основной общеобразовательной программы МАОУ СОШ № 44.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий),
реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами
количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана,
но не более 10 часов. Предоставляется обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся. Время,
отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. По
одному чаус в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о
важном» и на «Профессиональный минимум». Внеурочные занятия
«Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения

обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия
«Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование
соответствующей
внутренней
позиции
личности
обучающегося,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в
обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор
и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием
родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой
художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
Профессиональный минимум это единый универсальный набор
профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий
по профессиональной ориентации обучающихся. Внеурочные занятия
«Профминимума» дают возможность молодежи увидеть свое место в
будущем страны, внести личный вклад в развитие науки, промышленности,
экономики. Именно поэтому работа по профориентации проводится в
школах в рамках внеурочной деятельности, охватывает всю систему
дополнительного образования.

Учебный план ООО ФГОС
Предметные области
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Иностранные языки
Математика и
информатика

Общественнонаучные предметы
Естественно-научные
предметы
Основы духовнонравственной
культуры России
Искусство
Технология
Физическая культура

Учебные предметы

Классы
Русский язык
Литература
Иностранный язык
(английский)
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География

5
а

5
бвгд

6
абвг

6
д

7
а

7
бвг

5
3
3

5
3
3

6
3
3

6
3
3

4
2
3

4
2
3

5

5

5

5
4
2
1
1
2
1
2

3
2
1
1
2
1
2

2

2

2

2

1

1

2
1
1

2
1
1

Физика
Химия
Биология
Основы духовнонравственной культуры
России
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности
Итого

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Русская словесность

1
1

1
1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
2
2

1
2
2

1
2
2

1
2
2

1
1
2

1
2
2

27

27

29

29

30

30

2

2

1

1

2

2

1
1
32
32

34

1

1

Введение в химию
Всего
Максимально допустимая недельная нагрузка
при 5-дневной учебной неделе

28
29

27
29

29
30

30
30

1
1
32
32

Учебные недели

34

34

34

34

34

Практикум по биологии

Учебный план ООО ФГОС
Предметные области

Учебные предметы

8
абвгд

9
абвг

Русский язык
Литература
Иностранный язык (английский)
Иностранные языки
Второй иностранный язык (немецкий)*
Математика и информатика Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Общественно-научные
предметы
Введение в Новейшую историю России*
Обществознание
География
Физика
Естественно-научные
предметы
Химия
Биология
Музыка
Искусство
Технология
Технология
Физическая культура
Физическая культура
Основы безопасности жизнедеятельности

3
2
3

3
3
3
0,5
3

Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Всего
Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной
неделе

31
31
33

33
33
33

Учебные недели

34

33

Классы

Обязательная часть
Русский язык и литература

3
2
1
1
2
1
2
2
2
2
1
1
2
1

2
1
1
2
0,5
1
2
3
2
2
1
2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».